- Консультативные Совещания Министров Иностранных Дел Американских Республик
Консультати́вные Совеща́ния Мини́стров Иностра́нных Дел Америка́нских Респу́блик, периодические встречи министров иностранных дел латиноамериканских стран и США. Решение о проведении К. с. было принято на восьмой Панамериканской конференции в 1938. По Уставу Организации американских государств (ОАГ) К. с. являются одним из её высших органов и должны проводиться с целью рассмотрения проблем срочного характера, имеющих общий интерес для американского государства. К. с. может быть созвано по просьбе любого государства члена ОАГ, поддержанной абсолютным большинством голосов членов Совета ОАГ.
Первое Совещание (сентябрь октябрь 1939, г. Панама) одобрило Общую декларацию о нейтралитете американских республик и так называемую Панамскую декларацию. В Общей декларации провозглашались принципы нейтралитета и содержались положения, запрещающие гражданам американских республик предпринимать действия, способные привести к нарушению нейтралитета; создавался специальный орган межамериканский комитет по нейтралитету. Панамская декларация устанавливала 300-мильную «зону безопасности» вокруг побережья континента к югу от Канады; эта зона провозглашалась «континентальным морем» и должна была патрулироваться судами и самолётами стран участниц ОАГ. Декларация предусматривала совместные выступления американских государств в случае возникновения военных действий в «зоне безопасности». На совещании было принято решение о борьбе с подрывной деятельностью держав «оси» в странах Латинской Америки.
Второе Совещание (июль 1940, Гавана) приняло Декларацию о взаимной помощи и сотрудничестве американских наций в целях совместной обороны, согласно которой всякое покушение на территориальную целостность или независимость американского государства со стороны каких либо неамериканского государства должно рассматриваться как акт агрессии против всех подписавших декларацию стран. Совещание приняло также резолюцию «О статусе европейских владений в Западном полушарии» (так называемый Гаванский акт). В резолюции указывалось, что переход американских островов или районов, принадлежавших европейским державам, от одной из них к другой создал бы угрозу безопасности западного полушария (США опасались, что фашистская Германия захватит владения оккупированных ею европейских стран на Американском континенте; они стремились также установить над этими территориями свой контроль).
Третье Совещание (январь 1942, Рио-де-Жанейро) было созвано для рассмотрения положения, возникшего в результате нападения Японии на Перл-Харбор. Оно обсудило вопросы дальнейшего политического военного и экономического сотрудничества американских республик, рекомендовало разорвать дипломатические отношения со странами «оси» (к моменту окончания К. с. только Аргентина и Чили продолжали поддерживать отношения с фашистскими государствами) и принять меры по обеспечению безопасности Латинской Америки от агентуры стран-агрессоров. Было принято решение об учреждении Межамериканского совета обороны (МСО). В области экономических отношений совещание привело к расширению экономических позиций США в Латинской Америке. Была принята резолюция о стимулировании производства и обмена стратегического сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленных изделий. США подписали на совещании двусторонние соглашения с 16 латиноамериканскими странами о снятии на время войны торговых ограничений и тарифных барьеров, что существенно облегчало американским монополиям проникновение в эти страны. В целом решения первых трёх К. с., с одной стороны, в известной мере сплотили страны Западного полушария перед лицом военной агрессии, а с другой были использованы правящими кругами США для упрочения своих позиций в этом регионе.
Четвертое Совещание (март апрель 1951, Вашингтон) было созвано по инициативе США с целью вовлечь латиноамериканские страны в войну в Корее 19501953, обязать их снабжать стратегическим сырьём США, создать «межамериканские вооружённые силы» и добиться принятия государствами Латинской Америки реакционных внутренних законов, направленных на подавление прогрессивных движений. Совещание приняло так называемое Вашингтонскую декларацию и 30 резолюций, которые были объединены в «Заключительном акте». Резолюции совещания «О подготовке обороны американских республик и поддержке действий ООН», «О межамериканском военном сотрудничестве», «Об укреплении внутренней безопасности», «О чрезвычайном экономическом сотрудничестве» и др. способствовали дальнейшему вовлечению латиноамериканских стран в русло антикоммунистической политики США. В то же время в результате оппозиции некоторых латиноамериканские республик США не смогли добиться создания «межамериканских вооруженных сил», а ряд резолюций не был выполнен, например, об отправке латиноамериканских войск в Корею (Колумбия ещё в 1950 направила в «войска ООН» батальон солдат).
Пятое Совещание (август 1959, Сантьяго) было созвано якобы для обсуждения вопроса о «политической напряжённости» в районе Карибского моря и «угрозах миру». Попытка США навязать совещанию резолюцию о санкциях против Кубы не увенчалась успехом. Была принята так называемая Декларация Сантьяго, подтвердившая лишь общие принципы панамериканизма и рекомендовавшая «развитие представительных демократий» в латиноамериканских странах. Кроме того, совещание учредило межамериканскую комиссию по правам человека.
Шестое Совещание (август 1960, Сан-Хосе) состоялось по просьбе правительства Венесуэлы, обвинившего в актах агрессии диктаторский режим Доминиканской Республики (агенты Р. Л. Трухильо совершили покушение на президента Венесуэлы Р. Бетанкура). Совещание приняло проект венесуэльской резолюции о разрыве дипломатических отношений с Доминиканской Республикой и о применении к ней экономических санкций. Согласившись на применение санкций против дискредитировавшего себя режима Трухильо, делегация США рассчитывала создать своего рода прецедент для принятия в дальнейшем санкций против Кубы.
Седьмое Совещание по предложению представителей США и Перу состоялось также в Сан-Хосе спустя 48 часов после закрытия шестого К. с. Государственному секретарю США К. Гертеру, оказавшему сильный нажим на своих партнёров, удалось добиться принятия Сан-Хосе декларации. В декларации осуждалось якобы осуществлявшееся социалистическим странами «вмешательство» в дела Западного полушария. Прямой угрозой по адресу Кубы было предупреждение о необходимости соблюдать членами ОАГ «межамериканские дисциплины».
Следующую попытку использовать ОАГ в борьбе против революционной Кубы США предприняли на Восьмом Совещании (январь 1962, Пунта-дель-Эсте). Государственный секретарь США Д. Раек, используя направленную против прогрессивных движений в Латинской Америке «несовместимости» доктрину, навязал совещанию незаконную резолюцию об исключении Кубы из ОАГ и других органов «межамериканской системы». Делегация Кубы голосовала против этой резолюции. Делегации Аргентины, Боливии, Бразилии, Мексики, Чили, Эквадора воздержались.
Девятое Совещание (июль 1964, Вашингтон) было созвано в связи с так называемой жалобой правительства Венесуэлы. Проект резолюции, инспирированный США и внесённый делегациями Колумбии, Коста-Рики и Панамы, рекомендовал государствам членам ОАГ прекратить торговлю с Кубой (за исключением торговли продовольствием, медикаментами и медицинским оборудованием), прекратить воздушные и морские перевозки между американскими республиками и Кубой, разорвать дипломатические и консульские отношения с правительством Кубы. 15 голосами против четырёх (Боливия, Мексика, Уругвай, Чили) эта антикубинская резолюция была принята.
С целью замаскировать вооружённую интервенцию против Доминиканской Республики (1965) США созвали Десятое Совещание (май 1965, Вашингтон). Под нажимом США совещание приняло резолюцию о создании временных «межамериканских вооруженных сил» и отправке их в Санто-Доминго. Резолюция была одобрена 14 голосами против 5 (Мексика, Чили, Перу, Эквадор и Уругвай) при одном (Венесуэла) воздержавшемся.
Одиннадцатое Совещание было созвано с целью подготовки совещания глав государств членов ОАГ, укрепления «Союза ради прогресса» и рассмотрения вопросов, связанных с созданием латиноамериканского общего рынка. первая сессия совещания проходила в Вашингтоне (с 24 января по 1 февраль 1967). Она приняла решение об оказании помощи постоянным органам ОАГ в деле созыва межамериканских конференций. вторая сессия состоялась в Буэнос-Айресе (с 15 по 26 февраля 1967). Она рекомендовала созвать 1214 апреля 1967 совещание глав государств, приняла повестку дня совещания и решила создать специальную комиссию для его подготовки. На этом совещании Бразилия при поддержке Аргентины с целью дальнейшей милитаризации ОАГ предложила включить межамериканский совет обороны в состав ОАГ и преобразовать его в Консультативный комитет обороны. Однако этот проект вызвал решительную оппозицию ряда латиноамериканских стран и 23 февраля на третьей чрезвычайной конференции министров иностранных дел 11 голосами против 6 (Аргентина, Бразилия, Никарагуа, Гондурас, Сальвадор, Парагвай) при 3 (США, Панама, Боливия) воздержавшихся был отклонён. третья сессия проходила в Пунта-дель-Эсте (с 8 по 14 апреля 1967). Сессией была одобрена развёрнутая повестка дня совещания глав государств членов ОАГ в Пунта-дель-Эсте в соответствии с рекомендациями специалистов комиссии.
Двенадцатое Совещание (сентябрь 1967, Вашингтон) приняло 6 антикоммунистических и антикубинских резолюций, в их числе резолюцию, призывающую к «разоблачению» деятельности состоявшейся в 1966 конференции народов Азии, Африки и Латинской Америке в Гаване, клеветническую резолюцию, осуждающую правительство Кубы за «акты агрессии» против Венесуэлы, и т. п.
Тринадцатое Совещание (июнь август 1969, Вашингтон) было созвано в связи с сальвадоро-гондурасским военным конфликтом и приняло ряд резолюций, направленных на его урегулирование.
Четырнадцатое Совещание (январь 1971, Вашингтон) рассмотрело обвинения, выдвинутые Эквадором против США в связи с нарушениями со стороны американских рыболовных судов 200-мильной зоны эквадорских территориальных вод. Совещание призвало обе стороны избегать обострения разногласий, а всех членов ОАГ воздержаться от применения каких-либо мер, затрагивающих национальный суверенитет других государств.
Пятнадцатое Совещание (ноябрь 1974. Кито) рассмотрело вопрос об отмене санкций против Кубы. За отмену санкций голосовали 12 государств (Мексика, Венесуэла, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Аргентина, Гондурас, Сальвадор, Эквадор, Панама, Доминиканская Республика, Тринидад и Тобаго), против 3 (Чили, Парагвай, Уругвай), воздержались 6 (США, Бразилия, Никарагуа, Гаити, Боливия, Гватемала). Таким образом, решение об отмене санкций не собрало 2/3 голосов, требуемых по уставу. Тем не менее 12 государств, выступавших за отмену санкций, заявили, что не считают себя обязанными выполнять решение о применении антикубинских санкций, не поддерживаемое большинством американских государств, и настояли на включении в «Заключительный акт» совещания их заявления. Представители Венесуэлы, Колумбии и Коста-Рики заявили о намерении их правительств восстановить дипломатические и экономические отношения с Кубой.
Шестнадцатое Совещание (июль 1975, Сан-Хосе) декларировало право государств членов ОАГ свободно, по своему усмотрению устанавливать отношения с Кубой. За это решение голосовали 16 государств (Мексика, Венесуэла, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Аргентина, Гондурас, Сальвадор, Эквадор, Панама, Доминиканская Республика, Тринидад и Тобаго, Гаити, Боливия, Гайана, США), против 3 (Чили, Парагвай, Уругвай), воздержались 2 (Бразилия, Никарагуа).
Семнадцатое Совещание (сентябрь 1978, Вашингтон) было созвано по просьбе Венесуэлы в связи с нарушением прав человека в Никарагуа и напряжённостью, возникшей на границе между Никарагуа и Коста-Рикой. Усилиями реакционных военных режимов, в первую очередь Сальвадора, Гватемалы, Парагвая и Чили, было сорвано принятие резолюции, осуждающей тиранию Сомосы. На совещании принята так называемая «общая договорённость», в которой под предлогом «невмешательства в дела Никарагуа» фактически оправдывался диктаторский режим в стране.
Восемнадцатое Совещание (февраль 1981, Вашингтон) было созвано для рассмотрения положения, создавшегося в результате перуано-эквадорского пограничного конфликта. В принятой резолюции выражалось сожаление в связи с этим вооруженным конфликтом и призыв к Перу и Эквадору отвести свои войска из района границы. Перу и Эквадор взяли на себя на совещании «торжественное обязательство восстановить мир и приложить все усилия для преодоления нынешних трудностей».
В целом К. с., проходившие в конце 60 начале 80-х гг., отразили развитие в ряде латиноамериканских стран, вопреки давлению со стороны США, тенденции к проведению независимой внешней политики. Значение К. с. как органа ОАГ несколько снизилось в связи с начавшимся в эти годы процессом переориентации ОАГ с военно-политических вопросов на социально-экономические. В соответствии с проектом нового устава этой организации предполагается усилить подчинение м Постоянному совету ОАГ.
Литература:
Гвоздарев Б. И., Организация американских государств, М., 1960;
его же, Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966;
Conferencias Internacionales Americanas. 1 Suppl. 19381942, Wash., 1943;
Cuarta Reunión de Consulta de los Ministros de RREE de las Repúblicas Americanas, «Anales de la OEA», 1951, v. 3, № 2, Wash., 1951;
Informe anual del secretario general de la OEA, Documentor oficiales la OEA, Wash., 19551965;
Eleventh Meeting of Consultation of Ministers of Foreign Affairs, Bog., 1967;
Duodécima Reunión de Consulta de Ministros de Relaciones Esteriores, Documentos, Wash., 1967;
Inter-American Briefs, OAS, A News Letter of Pan American Activities, JulyAugust, 1969, v. 10, № 78, Wash., 1969;
Ciasullo A., El sistema consultative panamericano, su estructura, su naturaleza, su aplicación, sus consecuencias, Mont., 1947;
Canyes M., Las Reuniones de Consulta: origen, desarrollo у papel que desempeñan en las relaciones interamericanas, Wash., 1956.Б. И. Гвоздарёв.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.